Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация

Адрес: 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,  город Сургут, ул. Профсоюзов, 29.

Тел. приемной: 8(3462) 31-92-99
e-mail:
gssmp-glvr@admsurgut.ru
Полная информация и схема проезда

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи»

Опыт участия и роль медицинских формирований Службы медицины катастроф города Сургута и Сургутского района ХМАО – Югры в санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при ликвидации медико – санитарных последствий чрезвычайных ситуаций

Понедельник,  9  Октября  2017

А.А. Добровольский1

 В.И.Ершов2, Л.А.Макарова2

1 Департамент здравоохранения Ханты –Мансийского автономного округа -Югры

2Бюджетное учреждение  Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», Департамент здравоохранения Ханты –Мансийского автономного округа –Югры, г.Сургут, Ханты – Мансийский  автономный округ -Югры

Дана краткая характеристика территориального звена службы медицины катастроф города Сургута и Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, представлен опыт работы и взаимодействия  службы   с представителями других ведомств и структур. Приведены примеры из практики работы службы. Внесены предложения для дальнейшей успешной работы с органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре в городе Сургуте.

Ключевые слова: служба медицины катастроф, чрезвычайные ситуации, инфекции, Ханты –Мансийский автономный округ – Югра, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре

Одной из главных задач, решаемых здравоохранением всех уровней и направлений, является повышение качества оказания медицинской помощи населению, в том числе пострадавшим при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, террористических актах, вспышках инфекционных болезней. Спасение жизни пострадавшим в чрезвычайных ситуациях является одной из важных  и приоритетных задач  - сбережения людей, как человеческого капитала (1).

Необходимость взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и медицинских организаций регламентирована  ст. 9 Федерального закона  от 21 ноября 2011 г. №323 – ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»:

Статья 9. Ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации. (2).

На территории Ханты-Мансийского автономного округа создана и функционирует Служба медицины катастроф Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Постоянно действующим органом управления является – Департамент здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органом повседневного управления – казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр медицины катастроф». Бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи» департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры делегировано руководство службой муниципального уровня   города Сургута и Сургутского района при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Ликвидация медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера,  не возможна без тесного и качественного сотрудничества с территориальными  учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Сургуте, Сургутском районе и городе Когалыме.

Медицинские организации города Сургута и Сургутского района в круглосуточном режиме стоят на страже здоровья населения.

Службой накоплен огромный опыт совместных действий медицинских специалистов и представителей оперативных служб территориальных звеньев Российской системы чрезвычайных ситуаций.

За последнее десятилетие специалисты службы принимали участие  в ликвидации таких крупных чрезвычайных ситуаций на территории города Сургута и Сургутского района, как 01 января 2011 года возгорание самолета ТУ-154, рейс №348 «Сургут-Москва»,  авиакомпании «Колавиа». На борту находилось 18 членов экипажа, 116 членов  пассажиров, в том числе 9 детей, всего 134 человека. Травмы и ожоги различной степени тяжести получили 97 человек, погибло на месте чрезвычайной ситуации 3 человека, 28 июня 2011 года при проведении ремонтных работ в зале газорегуляторного пункта   ГРЭС№1 в Сургуте произошел хлопок газа.  Двенадцать человек пострадали и  были госпитализированы в медицинское учреждение. Четверо из пострадавших погибли.

06 декабря 2015 года случилась не поправимая трагедия на территории Сургутского района, в городе Лянторе произошла еще одна техногенная катастрофа: пожар в дачном кооперативе «Феникс»,  с количеством погибших – 8 несовершеннолетних детей. В тесном сотрудничестве представителей всех оперативных служб: УМВД, МЧС, Службы медицины катастроф, Администрации Сургутского района проходила ликвидация последствий этой чрезвычайной ситуации, ставшей по настоящему трагедией Российского масштаба.  На высоком уровне были отмечены профессионализм и качество оказанной психологической помощи родственникам погибших детей, населению Лянтора сотрудниками службы медицины катастроф  Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутская клиническая психоневрологическая больница».        

Несмотря на неоднократные заявления отдельных организаций и лиц о победе над теми или иными инфекциями, их роль в, казалось бы, многофакторной природе большинства заболеваний человечества  остается неоспоримой, а влияние антропогенных факторов, внедрение в повседневную жизнь, новых технологий, изменение образа жизни человечества являются причинами появления очередных вспышек  инфекционной заболеваемости, возникновения новых инфекций, регистрации необычных комбинаций известных инфекций. Согласно данным Всемирной организации  здравоохранения (ВОЗ), в современных условиях достаточно нескольких часов, чтобы инфекция, вспыхнувшая в одном регионе мира, вызвала чрезвычайную ситуацию  (ЧС) на другом конце планеты.(2).

Остаётся проблемой  профилактика в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре сальмонеллеза. В 2016 году по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре  зарегистрировано 99,18 случаев сальмонеллеза на 100 тыс. населения, что выше заболеваемости 2015 года на 4,6% и превышает общероссийские показатели в 3 раза (РФ 26,08 сл. на 100 тыс. населения).  Эту заболеваемость 2016 году  в том числе сформировала вспышка в  Сургутском районе (муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение «Рябинка» село Локосово), зона ответственности Службы медицины катастроф города Сургута и Сургутского района. В 10 летней динамике заболеваемости сальмонеллезом  по округу наблюдается рост со средней скоростью 3,3% в год. В этиологической структуре заболеваемости сальмонеллезом преобладает сальмонелла группы Д (S. Enteritidis, S.hamburg,) – 82,2%, сальмонеллы группы В составили 4,9% (S.typhimurium, agona, derby, brandenburg), сальмонеллы группы С составили 5,6% (S. Infantis, bovis-morbificans, tshiongwe).

В 2016 году по Ханты-Мансийскому автономному округу было зарегистрировано 7 вспышек сальмонеллеза с числом заболевших 355 человек, в том числе 195 детей (55 %). (2).

Службой медицины катастроф города Сургута и Сургутского района, под руководством Департамента здравоохранения ХМАО – Югры,  отработан порядок мониторинга за инфекционной заболеваемостью населения города Сургута и Сургутского района, порядок взаимодействия с территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в городе Сургуте, Сургутском районе и городе Когалыме и  осуществляется согласно совместного приказа Управления Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа –Югры №146/805 от 11 августа 2016 года «О предоставлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно – эпидемиологического характера на территории Ханты –Мансийского автономного округа – Югры».  Осуществляется тесное сотрудничество с администрациями муниципальных образований города Сургута и Сургутского района, посредством заключения соглашений с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований. Мониторинг проводится путем оперативного сбора, анализа и обобщения информации об инфекционной заболеваемости  на территории города Сургута и Сургутского района, анализа случаев летальных исходов, в период сезонного подъема заболеваемости анализируется информация об иммунизации.

 Непосредственно в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций проводится взаимообмен необходимой информацией с департаментами образования муниципальных образований города Сургута и Сургутского района.

Решения о введений режима «чрезвычайных ситуаций» в муниципалитете принимается комиссией по чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности Администраций города Сургута и Сургутского района. Координация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций биолого -социального характера проводится в сотрудничестве с санитарно-противоэпидемическим советом при КЧС и ОПБ муниципалитетов.

Ключевая роль в предупреждении чрезвычайных ситуаций отводится мониторингу инфекционной заболеваемости населения. Мониторинг помогает заблаговременно предупредить чрезвычайные ситуации, оценить санитарную обстановку, принятию мер организационного характера, направленных на улучшение эпидемиологической обстановки. В случае повышения заболеваемости усиливаются и выполняются  профилактические мероприятия  при взаимодействии со специалистами филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» и территориальным Управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в г. Сургуте и в Сургутском районе и в г.Когалыме.

За последние 3 года на территории города Сургута и Сургутского района отмечается рост чрезвычайных ситуаций биолого – социального характера, большая часть которых – это острые кишечные инфекции установленной или неустановленной этиологии.  Количество биолого- социальных чрезвычайных ситуаций в 2014 году составило – 7 чрезвычайных ситуаций, что составило 19 % от общего количества чрезвычайной ситуаций.  В 2015 году также отмечался рост   чрезвычайных ситуаций биолого – социального характера, их количество составило – 8 случаев, или 18% от общего количества ЧС.  В 2016 году количество чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера составило – 28 случае, или 38% от общего количества ЧС, увеличение составило 20%. Представляем этиологическую расшифровку этих чрезвычайных ситуаций: сальмонеллез – 1 ЧС (село Локосово, МБДОУ «Рябинка» с количеством пострадавших  –   70  человек  ( 62 воспитанника детского сада и 8 человек персонала),  норовирусная инфекция – 1 ЧС, ротовирусная инфекция – 3 ЧС, энтеровирусная инфекция 21 ЧС, бактериальная кишечная инфекция неуточненной этиологии 1 ЧС, отравление метиловым спиртом – 1 ЧС,- погибло 2 взрослых.

Охарактеризуем наиболее значимую чрезвычайную ситуацию, возникшую на территории Сургутского района сельское поселение Локосово 11 апреля 2016 года.

В период  9 – 10  апреля 2016 г. резко возросла заболеваемость  среди воспитанников муниципального  бюджетного детского образовательного учреждения «Рябинка» в сельском поселении Локосово Сургутского района. В связи с тем, что время начала  заболевания пришлось на выходные дни основная часть родителей заболевших детей предпочла не обращаться в медицинскую организацию. 11 апреля с утра стало известно о более 30 заболевших детях, обратившихся в филиал БУ «Федоровская городская больницу» «Локосовская участковая больница». На месте чрезвычайной ситуации работали усиленные врачебно-сестринские бригады БУ «Федоровская городская больницу». К вечеру 11 апреля количество заболевших составило более 50 детей. Дети, чьё состояние требовало госпитализации направлялись в БУ «Лангепаская городская больница». Было направлено на госпитализацию 20 детей. В связи с тем, что количество заболевших детей продолжало нарастать и создалась угроза распространения инфекции в домашних очагах,  Департаментом здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры было принято решение о необходимости усиления медицинской группировки в очаге чрезвычайной ситуации. На место чрезвычайной ситуации, для проведения подворовых обходов и активного выявления больных были направлены специалисты Службы из города Сургута:  4 бригады скорой медицинской помощи БУ «Сургутская городская клиническая станция скорой медицинской помощи», 3 врачебно-сестринские бригады БУ «Федоровская городская больница», для проведения бактериологического исследования  биологического материала и постановки диагноза  была использована бактериологическая лаборатория БУ «Сургутская окружная клиническая больница». Ежедневно  в Службе вели обработку и  анализ заболеваемости, донесений о выполненных мероприятиях, уточнялись вопросы организации и проведения лечебно –эвакуационных мероприятии на месте ЧС, оказывалась организационная и методическая помощь. Ежедневно Служба направляла информацию в «Центр медицины катастроф» ХМАО,  филиал  ФБУЗ «ЦГиЭ в ХМАО-Югре в г.Сургуте и в Сургутском районе и в г. Когалыме» и территориальное Управление Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в г. Сургуте и в Сургутском районе и в г.Когалыме, в Администрацию Сургутского района через Единую дежурно-диспетчерскую службу Сургутского района. На месте чрезвычайной ситуации слажено работали представители всех заинтересованных служб и ведомств.

С момента ЧС медицинскую помощь получили 70  человек, 62 ребенка и 8 взрослых, осмотрено 212 контактных.

Таким образом, произошедшее в 2014 году объединение медицинских формирований  двух муниципалитетов   в единое целое – Службу медицины катастроф города Сургута и Сургутского района, а так   совместные действия с другими ведомствами и службами позволили  в краткие сроки   локализовать вспышку сальмонеллеза.

Подводя итоги необходимо отметить накопленный нами положительный   опыт взаимодействия с учреждениями Роспотребнадзора в городе Сургуте и Сургутском районе, считаем необходимым продолжить эту работу путем совместного участия в круглых столах, координационных советах по организации здравоохранения в городе Сургуте и Сургутском районе, заседаниях санитарно – противоэпидемических советов при КЧС и ПБ муниципальных образований,

 

Список литературы:

  1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 г.

  2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323 – ФЗ.

  3. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), 2016(Электронный ресурс)). Режим доступа: // www.who.inf/

  4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД "О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в ХМАО-Югре в 2016 году" (Электронный ресурс). Режим доступа: 86.rospotrebnadzor.ru

 
 
 
 
 


Возврат к списку


Адрес: 628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область,  город Сургут, ул. Профсоюзов, 29.

Тел. приемной: 8(3462) 31-92-99
e-mail:
gssmp-glvr@admsurgut.ru
Полная информация и схема проезда